Продолжая цикл статей на тему funeral doom, не могу обойти стороной вопрос внутренней структуры жанра, гармонии, и сочинительства. Ведь бытует такое мнение, что funeral – монотонная и примитивная музыка, лишенная мелодизма, красоты и величия. Поэтому считаю нужным посвятить статью, раскрывающую этот вопрос.
Особенности funeral doom
Как известно, funeral не учат играть в музыкальной школе, по нему нет учебных пособий и до всего приходится доходить самому. Как показывает ряд моих объективных наблюдений, большая часть музыкантов исполняющих funeral являются домашними самоучками. Зачастую никогда до этого не державшие в руках никакого инструмента, но в один момент их прижало, и они стали играть дум. Просто экспериментируя в поисках того самого неповторимого собственного звука.
Как показывает статистика и общая практика большинство некоммерческих музыкантов начинают свой длинный путь с практики, т.к. хотят сразу что-то играть и сочинять, а общую музыкальную теорию осваивают от раза к разу, либо вообще откладывают в долгий ящик. Вот таким образом и формируется не совсем правильное тяжелое музыкальное образование. Это в целом является проблемой всей тяжелой музыки, а не только funeral. Многие понимают интуитивно и могут изобразить, но при этом объяснить и показать наглядно не могут. А ведь многие музыканты, исполняющие funeral doom являются еще к тому же и мультинструменталистами. Соответственно сами играют и сочиняют партии всех инструментов, поэтому владение инструментом во многом поверхностное и без глубоких омутов. Опять же музыка эта без коммерческого стержня, соответственно денег в кармане не прибавляется. Приходится работать на какой-то работе, тратить свое время, которое можно посвятить музыке. Занятия урывками и от случая к случаю притормаживают степень музыкального развития.
Funeral doom – жестко ограниченная стилистически музыка, с четко выраженной и повторяющейся грувовой основой, так присущей всем думовым направлениям и четким размеренным ритмом. Здесь можно встретить частые повторяющиеся ритмические рисунки и какие-то музыкальные петли или фразы. Однако на основании этого нельзя объективно подходить к этому вопросу и делать скоропалительные выводы. Возьмем ту же электронную музыку: там часто трек состоит из двух-трех многократно повторяющихся лупов, набитых на миди-клавиатуре и все хавают это убожество, ведь это так мощно и стильно. Вот такое вот заблуждение.
Funeral – во многом музыка интуитивная и субъективная, творческое порождение темной личности. Главное здесь передать атмосферу и чувства, которые копились, а теперь просятся наружу. Голые теоретические знания здесь не работают, как в классической музыке. Их закономерности сложно подстроить под каноны funeral doom, поэтому во многом они являются бесполезными и неприменимыми. Теоретики любят все строить легко и красиво на бумаге, все покажут и расскажут, но дай им в руки инструмент и удивишься насколько все печально. Занятия в музыкальной школе, бесспорно, привьют чувство хорошего вкуса, и создадут фундаментальную теоретическую базу. Но при этом они не научат играть фьюнерал. Важно не захлебнуться во всей этой теории, которая поначалу может нести много шелухи и переполнить помутневший рассудок. Лучший и практически выверенный способ развиваться музыкально – это долгие часы импровизации (зачастую бесполезные), когда постигаешь себя и направляешь энергию к своему конечному объекту. Что позволит получить собственный узнаваемый звук и сделает столпом и грандом жанра. В заключении могу лишь добавить, что только титаническое упорство и нацеленность на результат помогут ближе подобраться к цели, и стать уважаемым музыкантом в своей музыкальной нише.